Классификация настольных игр [Часть 2]. Жанр.

В первой части мы рассмотрели форматы настолок. Теперь вы знаете, что формат описывает как будут взаимодействовать между собой игроки. Допустим, вы хотите игру соревновательного формата, и испытываете трепет к абстрактным стратегиям. Тогда вам необходимо разбираться в жанрах игр, чтобы подобрать именно то, что нужно.

Жанр описывает что игроки будут делать конкретно в этой игре. Обычно жанр указывают авторы в первом разделе игровых правил. Жанры объединяются в большие категории: абстрактная стратегия, евро-стратегия, тематическая игра, карточная игра, варгейм и социальный жанр.

Абстрактная стратегия

шахматы абстрактные игры настольные

Построение по схеме (шаблону): выкладывание фишек по определенному шаблону или линии.
– Connect Four, Gomoku, Wasabi!, YINSH
Захват: захват и уничтожение фишек оппонента. Фишки обладают способностью (движение на 2, неуязвимость и тому подобное).
– Chess, Hive, LOTR: The Confrontation, Mr. Jack, Stratego
Уничтожение: уничтожение большинства (или всех) фишек оппонента.
– 2 de Mayo, Checkers, Fish Eat Fish
Прорыв: довести свои фишки на другую сторону игрового поля. При этом оппонент будет пытаться вам помешать, размещая преграды, захватывая ваши фишки или разрушая проходимые пути.
– Backgammon, Checkers, Chinese Checkers, Quoridor
Ограждение территории: выставление и перемещение фишек игрока. Цель – оградить как можно большую область игрового поля. Каждая огражденная территория приносит победные очки.
– Blokus, Domaine, Fjords, Go, Hey! That’s My Fish!, Through the Desert
Контроль территории: контроль отдельных территорий игрового поля с помощью фиксированного количества своих фишек.
– Manoeuvre, Othello, Pandemic, Quads, Small World
Соединение: соединение двух областей игрового поля с помощью своих фишек.
– Hex, Ticket to Ride, TransAmerica, Twixt

Евро-стратегия

каркассон евро стратегия

Построение сети: построение линии (соединение областей определенным количеством фишек). Цель – создание самого длинного пути или соединения областей друг с другом.
– Chicago Express, Hacienda, Stephensons Rocket, Through the Desert, Ticket to Ride
Выкладывание тайлов(от англ. tile – плитка): размещение тайла и получение победных очков. При этом количество победных очков может зависеть от соседнего тайла или тайлов из одного вида уже лежащих на игровом поле.
– Carcassonne, Ingenious, Tigris & Euphrates, Vikings
Инвестиции: покупка активов по разным ценам, дальнейшей реализацией и получением прибыли через игровую механику. У игроков есть косвенный контроль над ценами активов. А это означает, что будет сложно навредить другим игрокам, не навредив себе.
– Automobile, Mykerinos, Nefertiti
Договор: Покупка наборов игровых объектов (земли, угля, камня). У других игроков есть возможность контролировать ценность этих игровых объектов. Игрокам вряд ли получится победить, не помогая другим и не принимая помощь от других игроков.
– Chicago Express, Imperial, Merchants: Lords of the Sea, Modern Art
Переговоры (Торговля): В процессе игры участникам придется обмениваться/торговать между собой игровыми элементами (деревом, углем, камнем). Ценность игровых объектов определяется самими игроками.
– Bohnanza, Genoa, Monopoly, Munchkin, The Settlers of Catan
Управление: Перемещение своих фишек по игровому полю через заранее заданные препятствия.
– Formula D, Powerboats, RoboRally, Snow Tails
Управление рисками: Чем выше риск тем выше награда. Риск определяется механикой игры и повышается с каждой попыткой игрока испытать свою удачу. Зачастую побеждает самый везучий игрок.
– Blackjack, FITS, Formula D, Incan Gold, Thebes
Оценка рисков: Чем выше риск тем выше награда. Риск определяется тем, насколько сильно оппоненты заинтересованы в ресурсах/картах, которые также желает получить сам игрок. В подобной ситуации расчет влияет на игру больше чем везение.
– California, Coloretto, No Thanks!, Ra
Построение производства: Постепенное усовершенствование поля/колоды игрока для увеличения количества полученных победных очков за ход или получения фиксированного количества очков на каждом ходу, к тому же есть огромное количество возможностей преобразовать ресурсы в победные очки.
– Agricola, Dominion, Puerto Rico, Through the Ages
Своевременная торговля: Накопление и продажа одного вида основного ресурса (деньги/энергия) для получения победных очков, с последующим получением еще большего количества основного ресурса. Основной момент в игре – понять, когда тратить, а когда накапливать ресурсы
– Brass, Dream Factory, Hare & Tortoise, Leader 1, Nefertiti
Контроль большей части территорий: игроку необходимо иметь как можно больше влияния в разных областях игрового поля чтобы получить как можно больше победных очков
– 1960, Age of Empires III, El Grande, Kreta, Stephensons Rocket
Борьба за лидерство: цель игры быть как можно выше по рейтингу за выполнение разных заданий.
– Dream Factory, Finca, The Golden City, Thurn and Taxis, Valdora
Индукция/узнавание схем или правил: Наблюдение за игровым процессом или за игровыми компонентами и выделение общего правила или понятия для текущей ситуации.
– Mao, Zendo

Тематическая игра

тематическая игра

Переговоры (Дипломатия): В процессе игры участникам придется договариваться и формировать союзы между собой, по типу “Ты не трогаешь меня, а я не трогаю тебя”, конечно же только до определенного момента.
– Diplomacy, Intrigue, Lifeboat, Mall of Horror, Munchkin
Дедукция (Кошки-Мышки): Игрок основываясь на своих наблюдениях пытается поймать оппонента в нужном месте и в нужное время. В результате переговоров сужает круг поиска. Оппонент при этом постоянно перемещается.
– Fury of Dracula, Pandemic: On the Brink, Scotland Yard
Дедукция (Исключение): Игрок собирает информацию с переговоров с другими игроками, а затем действует. Доступных действий может быть много.
– Clue, Guess Who?, Mastermind, Mr. Jack
Дедукция (Взаимодействие): Игрок собирает в информацию, полученную в процессе переговоров между другими игроками. Исходя их этой информации он должен принять решение и выбрать одни из 2-3 доступных действий.
–Battle Line, Battlestar Galactica, Liar’s Dice, Poker, Shadow Hunters, Werewolf
Создание персонажа (Приключение): игра завязана вокруг персонажа игрока, который передвигается по игровому полю. Игрок собирает полезное снаряжение, которое делает персонажа еще сильнее и более подготовленным для выполнения поставленной задачи. В игре много боевых механик и присутствует трек здоровья игрока.
– Claustrophobia, Fury of Dracula, Ghost Stories, Middle-Earth Quest
Создание персонажа (Сбор ресурсов): Игрок также перемещается по полю в поиске полезного снаряжения. В игре минимизированы боевые механики и зачастую отсутствует поле подсчета здоровья героя.
– Hansa, Himalaya, Ice Flow, Lost Valley, Timber Tom, Valdora

Карточная игра

пример карточной игры

Взятки/Блеф: подсчет очков происходит в зависимости от раундов. Раунды выигрываются с помощью карт. Победа регламентируется правилами, в таком случае игрок который получил больше/меньше или максимально приближенное к заданному числу очков побеждает.
– Bridge, Hearts, Mü, Poison, Spades, Sticheln, Tichu
Сброс: быть первым кто избавиться от всех карт. Игрок сбрасывает как можно больше за свой ход или заставляет оппонентов пропускать свои ходы. При этом нужно не забывать – чем меньше карт, тем меньше возможностей в свой ход.
– 10 Days in…, Big Two, Foppen, The Great Dalmuti, Mahjong, Mystery Rummy, Tichu, UNO
Комбинации: сбор определенных комбинаций карт для последующего розыгрыша. В таком случае могут быть разыграны сразу несколько карт.
– 10 Days in…, Big City, Cleopatra and the Society of the Architects, The Great Dalmuti, Mystery Rummy, Ticket to Ride
Дуэль: игроку необходимо составить более сильную комбинацию (сложением, комбинированием или составлением наборов карт) на игровом поле чем у оппонента. Комбинации заранее заданы и известны всем игрокам.
– Battle Line, Fairy Tale, Guillotine, Lost Cities, The World Cup Game

Варгейм

Контроль области (Варгейм): контроль отдельных областей/регионов для получения ресурсов или специальных способностей. С помощью ресурсов, полученных с подконтрольных территорий можно производить/покупать новые войска.
– Axis & Allies; Hammer of the Scots; Nexus Ops; Risk; Shogun, World in Flames
Тактические: вместо прямого сражения, армия на армию, игроку нужно: перехитрить оппонента, получить тактическое преимущество, окружить войска, отрезать поставки продовольствий, получить позиционное преимущество, перегруппироваться. Однако такие действия могут быть ограничены картами или текущим состоянием юнитов (ранен, ослаблен, подавлен).
– ASL, Commands and Colors, Conflict of Heroes, Space Hulk, Tide of Iron

Социальная / Для вечеринок

социальная настольная игра для вечеринок

Ловкость: от игрока требуется быть ловким и быстрым.
– Crokinole, PitchCar, Jenga, Twister
Скорость мышления (внимательность): найти и распознать наборы карт или фишек совпадающих по какому-либо критерию быстрее чем другие игроки
– Dutch Blitz, Factory Fun, Jungle Speed, Set, Snap, Ubongo
Психологические: попробуйте предугадать мысли/действия других игроков и показать или объяснить слово/понятие так, чтобы они выбрали вашу карту или фишку.
– Apples to Apples, Charades, Dixit, Pictionary, Say Anything, Time’s Up!
Понятия/слова: отгадывание понятий или составление слов.
– Bananagrams, Boggle, Scrabble, Wits & Wagers, Trivial Pursuit, Word on the Street

Комментарий переводчика

Друзья, теперь вы знаете, что такое Жанр. В следующей статье вы узнаете о том, какие бывают механики игрового процесса. Надеюсь, что статья поможет вам разобраться в мире фишек, карточек, планшеток и кубиков.

Напомню, что это вольный перевод статьи про классификацию игр от David F aka selwyth — пользователя международного игрового форума Board Game Geek.

Перевел Бушинский Никита.