Классификация настольных игр [Часть 3.1]. Механика

В каждой настольной игре есть своя особенность – “изюминка”. Скорее всего этой изюминкой и есть механика. Например, вы уже играли в множество экономических или военных настольных игр и хотели бы подобрать себе что-то другое. Эта статья поможет вам разобраться в тонкостях механик настольных игр. Вы узнаете, как проходят ключевые моменты торговли, боя, обмена ресурсами. Затем вам будет намного проще выбрать интересную и захватывающую настолочку.

Механика описывает тонкие элементы игрового процесса: как проходит игра, что игрок будет делать в свой ход, как сможет взаимодействовать с другими игроками. Например, как размещать свои фишки, как потратить или получить ресурсы, как торговать или воевать с другими игроками и многое другое. Обычно описание механики игры можно найти в разделе “Как играть” или “Ход игрока” в книге с правилами игры.

 

Действие с перемещением

Перемещение (с выбором): Переместите/активируйте в свой ход один из своих игровых элементов (фишку, монету, карту).

– Backgammon, Checkers, Chess, Conflict of Heroes, Hey! That’s My Fish!, Manoeuvre

Перемещение (без выбором): У игрока есть только один игровой элемент, который можно перемещать по соответствующим правилам.

– Clue, Hansa, Hare & Tortoise, Formula D, Quoridor, Valdora

Encounter: В свой ход игрок перемещает одну из своих фишек на игровое поле и затем разыгрывает событие или действие связанное с областью/тайлом/объектом куда была выставлена фишка (включая схватку с другим игроком).

– Battlestar Galactica, Claustrophobia, Fury of Dracula, Ghost Stories, Lost Valley, Middle-earth Quest

Перемещение: В свой ход игрок перемещает одну или несколько своих фишек на игровое поле, тем самым меняя ситуацию на игровом поле.

→ Направление не имеет значения. Свободное размещение: Направление размещенной фишки не имеет значения. Игрок может размещать свои фишки в любом месте игрового поля.

– Go, Quoridor, Samurai, Tigris & Euphrates, Twixt

→ Направление не имеет значения. Ограниченное размещение: Направление размещенной фишки не имеет значения. Есть ограничения по размещению фишек на поле, так что игроку придется внимательно выбирать и оценивать свою позицию.

– Battle for Hill 218, Connect Four, Through the Desert, YINSH

→ Направление не имеет значения. Размещение с помощью карт: Направление размещенной фишки не имеет значения. Возможные места для размещения фишек игрока регламентируются картами. Оппонент не знает возможности размещения игрока.

– Big City, China, Oregon, Ticket to Ride

→ Направление учитывается. Свободное размещение: Перед размещением фишка игрока может быть повернута определенным образом. Игрок может размещать свои фишки в любом месте игрового поля.

– Cleopatra and the Society of Architects, The Climbers, Ingenious, Taluva

→ Направление учитывается. Ограниченное размещение: Перед размещением, фишка игрока может быть повернута определенным образом. Есть ограничения по размещению фишек на поле.

– Arkadia, Blokus, Carcassonne, Metro, Quads

→ Направление учитывается. Размещение с помощью карт: Перед размещением, фишка игрока может быть повернута определенным образом. Возможные места для размещения фишек игрока регламентируются картами.

– No examples!

Последовательная активация: Каждый свой ход игрок перемещает и/или активирует несколько своих фишек последовательно.

– Axis & Allies, Claustrophobia, Commands and Colors, Hammer of the Scots, Risk, Space Hulk

Размещение с бонусом: Для одной или нескольких (возможно всех) фишек игрока назначается возможность для передвижения/размещения. Например, с помощью карт или возможностей персонажей, которые принадлежат игроку.

– Dos Rios, El Grande, Kreta, Small World, Twilight Struggle

Вынужденный ход: Игрок перемещает/выстраивает свои фишки так, чтобы оппоненту пришлось сделать спрогнозированный (зачастую единственный) ход.

– Checkers, Octego, Tantrix, ZÈRTZ

Выгодное построение: Игрок перемещает/выстраивает свои фишки несколько раз подряд.

– Checkers, The Climbers, Ice Flow

Размещение на своем игровом поле: Каждый игрок имеет свое игровое поле на котором размещает тайлы/фишки/карты, полученные из общего банка игровых объектов.

– Factory Fun, FITS, Galaxy Trucker, Thurn and Taxis, Ubongo, Vikings

Действия без перемещения

Действие развития: Действие игрока, которое практически не влияет на размещение/перемещение фишек игрока и оппонента(-ов). Это действие в основном помогает игроку и может влиять на оппонентов лишь косвенно.

– Dominion, In the Year of the Dragon, Notre Dame, Roll Through the Ages, Thurn and Taxis

Очки действия: Каждый ход игрок выполняет несколько последовательных действия, с подобным набором типов действий, из которых можно выбирать. Количество таких действий определяется очками, который игрок получает единоразово, в начале хода или может увеличивать количество очков в процессе игры или хода. Зачастую такое действие включает в себя другие действия, например перемещение и/или развитие.

– Brass, Conflict of Heroes, Hacienda, Pandemic, Space Hulk, Stephenson’s Rocket, Through the Ages

Другие действия без перемещения

Выбор общедоступного действия: Игрок выбирает действие из набора общедоступных для всех игроков действий. Действие, выбранное игроком, становится недоступным, более дорогим или не таким эффективным для оппонентов. Действие активируется/применяется сразу после того игрок его выбирает.

– Agricola, In the Year of the Dragon, In the Shadow of the Emperor, El Grande, Mr. Jack, Puerto Rico

Размещение работников: Игрок выбирает действие из набора общедоступных для всех игроков действий. Действие, выбранное игроком, становится недоступным, более дорогим или не таким эффективным для оппонентов. Все действия выполняются/активируются позже, в определенном порядке.

– Age of Empires III, Caylus, Egizia, Nefertiti, Stone Age, Tribune: Primus Inter Pares

Одновременный выбор действий: Игрок выбирает одно действие одновременно с оппонентами. Игрок пытается угадать, что сделает оппонент. В результате выбранное игроком действие будет либо соответствовать выбору оппонента, либо нет.

– Hoity Toity, LOTR: The Confrontation, Mall of Horror, Race for the Galaxy

Одновременные приказы: Игрок выбирает несколько последовательных действий в тайне от других игроков. Затем действия открываются одновременно всеми игроками и выполняются в заданной последовательности.

– 2 de Mayo, Himalaya, RoboRally, Shogun, Space Alert

Голосование: Игроки одновременно раскрывают свой выбор в голосовании. Все выбранные варианты будут подсчитаны. В зависимости от правил побеждает большинство или меньшинство, выбравшее один вариант.

– In the Shadow of the Emperor, Mall of Horror, The Resistance, Werewolf

Периодический выбор действий: Действие, выбранное игроком для текущего хода, будет недоступным для следующих ходов, пока игрок не выберет и/или  сыграет несколько других действий.

– Kreta, Mission: Red Planet, Middle-Earth Quest

Единоразовый выбор действий: Игрок единоразово получает несколько карт действий в начале игры/раунда и пытается разыграть их лучше чем оппонент. В процессе разыгрывания действий игрок может получить бонусы, которые сберегут карты в руке.

– El Grande, In the Year of the Dragon, Finca, King of Siam, LOTR: The Confrontation, Ra, Twilight Struggle

Выбор из двух действий: В свой ход игрок выбирает одно из двух действий по типу “Бей или беги”, иначе говоря – все или ничего. Возможен и третий, нейтральный вариант.

– Blackjack, Blue Moon, California, Coloretto, Formula D, Incan Gold, Poker, Ra, Roll Through the Ages, Small World, Ticket to Ride, Yahtzee

Выбор предложения: Один игрок, исходя из существующих предложений, выбирает вариант действий. В то время как другие игроки (одновременно или последовательно) пытаются переманить его на свою сторону и принять их предложение. Выбранное предложение нельзя изменить.

– Apples to Apples, In the Shadow of the Emperor, Power Struggle, Say Anything, Tower of Babel

Это вольный перевод статьи David F aka selwyth — пользователя международного игрового форума Board Game Geek. Перевел Бушинский Никита.